DPSS - Developing People Serving Supply Chain

Практика

Зарубежные контрактные практики: антипримеры

автор Рей Картер, Мария Зайцева

 

Вопрос значимости и зрелости функции закупок актуален не только в нашей стране. Коллеги из Великобритании поделились своим более чем двадцатилетним опытом в консалтинговой и образовательной практике. И, действительно, есто что рассказать! Бесспорно специалисты по закупкам всесторонне демонстрируют ценность их функции в организации, но до окончательно победы еще далеко и предстоит пройти большую дорогу, чтобы подтвердить стратегической статус.

 

Мы решили рассказать к чему приводит недостаток полномочий и знаний у специалистов по закупкам. Так Европейская Комиссия провела исследование и выяснила, что 65% крупных проектов откровенно проваливаются или просто неэффективны. Эти данные поясняет IACCM: неверно формализованные потребности предприятий, ошибки в техническом задании, перегруженная деталями спецификация, не отражающий реальных условий сотрудничества контракт – все это является наиболее частыми источниками претензий, споров и разрушенных отношений. И, как показывают исследования, подобные аспекты касаются более 40% проектов. Часто возникают серьезные проблемы в проекте, потому что специалисты по закупкам исключаются из ранних, часто критических, этапов проекта.

 

Недавно построенный в Великобритании на государственные деньги аэропорт стоимостью 285 миллионов фунтов стерлингов, не может быть использован для коммерческих полетов из-за опасных ветров – вот хороший пример. Объект был построен на острове Святой Елены Департаментом Международного Развития (DFID). Однако только после его завершения испытательные полеты выявили наличие не допустимого уровня опасности ввиду особенностей направления и силы ветра в этом месте. Следовало бы спросить, почему техническое обоснование не было проведено должным образом? Можно ли было исключить подобные ошибки, если все необходимые заинтересованные стороны были бы вовлечены на самых ранних стадиях проекта?   

 

Еще один случай плохой практики закупок - это «Транспорт для Лондона» (TfL), который заплатил 85 миллионов фунтов стерлингов за расторжение контракта через два года после того, как Bombardier Transport был назначен подрядчиком. В настоящее время проект отстает по срокам реализации на несколько лет и, по прогнозам, будет стоить почти на 900 миллионов фунтов стерлингов дороже, чем первоначально предполагалось. Казалось бы, TfL мог выбрать наиболее подходящего подрядчика, используя проверенные устоявшиеся модели оценки поставщиков, что значительно бы снизило риски неисполнения контрактных обязательств.  

 

И снова громкий пример, который широко освещался в СМИ, Банк Англии объявил, что его поставщик новой банкноты стоимостью 5 фунтов стерлингов работает над «изменениями» после того, как появились полимерные банкноты, содержащие продукт животного происхождения. Новые банкноты стоимостью 5 фунтов содержат животный жир, что оказалось неприемлемым для миллионов веганов, вегетарианцев, индусов, сикхов, джайнов и многих других в Великобритании. Возвращаясь к истокам, надлежащий анализ спецификации специалистами по закупкам и надлежащее взаимодействие с заинтересованными сторонами могли бы предотвратить эту неловкую и потенциально дорогостоящую оплошность.

Еще один случай - это скандал с новыми военными судами. Суда стоимостью 1 млрд фунтов стерлингов оснащаются устаревшими не емкими дизельными двигателями для организации резервного питания. Подрядчики утверждают, что министерство обороны не уточнило, что 8000-тонные военные суда должны долго находиться в плавании.

 

Пример из финансовой сферы, крупный европейский банк заключил контракт на установку новых электронных дверей во всех своих филиалах. Однако после их установки клиентов банка ждал неприятный сюрприз – они оказались в ловушке за закрытыми дверями банка, и только спустя несколько часов удалось организовать спасение. А причина проста - техническое обслуживание и поддержка не были включены в объем работ по контракту с поставщиком. Мы задаем вопрос: почему вы доверяете свои деньги банку, который не может держать свои двери открытыми?

 

А вот случай плохой закупочной практики из Франции - местный железнодорожный оператор SNCF приобрел 2000 новых поездов на сумму 20,5 млрд долларов. Но они оказались слишком широкими для многих региональных платформ. Эта ошибка стоила железнодорожному оператору серьезных затрат на переоборудование платформы станций, и все это потому, что некоторые простые вопросы не задавались в самом начале проекта.

Другой классический случай – это обновление парка машин, на этот раз, скорой помощи, заказанный службой скорой помощи Восточной Англии. После введения в эксплуатацию нового парка было обнаружено, что  антенны не позволяют проезжать под некоторыми низкими мостами, которые распространены в этой части Великобритании. Может быть, кто-то должен был проконсультироваться с бригадами скорой помощи и проверить маршруты?

 

В этих ошибках действительно беспокоит то, что они могут быть верхушкой большого айсберга. Большая часть приведенных примеров из государственного сектора и о них сообщают в средствах массовой информации. Можно только догадываться, сколько подобных случаев скрыто в коммерческом секторе как в Великобритании, так и за рубежом. Трагедия заключается в том, что при применении некоторых простых и базовых профессиональных практик мы резко снижаем вероятность этих дорогостоящих ошибок.